Язык UML. Руководство пользователя

       

Значение моделирования


Если вы хотите соорудить собачью конуру, то можете приступить к работе, имея в наличии лишь кучу досок, горсть гвоздей, молоток, плоскогубцы и рулетку. Несколько часов работы после небольшого предварительного планирования - и вы, надо полагать, сколотите вполне приемлемую конуру, причем, скорее всего, без посторонней помощи. Если конура получится достаточно большой и не будет сильно протекать, собака останется довольна. В крайнем случае никогда не поздно начать все сначала - или приобрести менее капризного пса.

Если вам надо построить дом для своей семьи, вы, конечно, можете воспользоваться тем же набором инструментов, но времени на это уйдет значительно больше, и ваши домочадцы, надо полагать, окажутся более требовательными, чем собака. Если у вас нет особого опыта в области строительства, лучше тщательно все продумать перед тем, как забить первый гвоздь. Стоит, по меньшей мере, сделать хотя бы несколько эскизов внешнего вида будущей постройки. Без сомнения, вам нужно качественное жилье, удовлетворяющее запросам вашей семьи и не нарушающее местных строительных норм и правил, - а значит, придется сделать кое-какие чертежи с учетом назначения каждой комнаты и таких деталей, как освещение, отопление и водопровод. На основании этих планов вы сможете правильно рассчитать необходимое для работы время и выбрать подходящие стройматериалы. В принципе можно построить дом и самому, но гораздо выгоднее прибегнуть к помощи других людей, нанимая их для выполнения ключевых работ или покупая готовые детали. Коль скоро вы следуете плану и укладываетесь в смету, ваша семья будет довольна. Если же что-то не сладится, вряд ли стоит менять семью -лучше своевременно учесть пожелания родственников.

Задавшись целью построить небоскреб для офиса, было бы совсем неразумно браться за дело, имея в распоряжении груду досок и молоток. Поскольку в этом случае, скорее всего, будут привлекаться многочисленные капиталовложения, инвесторы потребуют, чтобы вы учли их пожелания касательно размера, стиля и формы строения.
Кстати, они могут изменить свое решение уже после того, как вы приступили к строительству. Так как любой просчет слишком дорого вам обойдется, значение планирования многократно возрастает. По-видимому, вы окажетесь членом большого коллектива проектировщиков и застройщиков, и для успешного взаимодействия вам потребуется делать множество разнообразных чертежей и моделей здания.

Подобрав нужных людей, подходящие инструменты и приступив к реализации намеченного плана, вы с большой вероятностью сумеете построить здание, удовлетворяющее всем требованиям будущих обитателей. Если вы и дальше собираетесь возводить дома, то придется искать компромисс между пожеланиями заказчика и возможностями современной технологии строительства, а к рабочему коллективу относиться с заботой, не рискуя людьми и не требуя работы, отнимающей все силы без остатка.

Хотя это и кажется комичным, многие компании, разрабатывающие программное обеспечение, хотят создать небоскреб, в то время как их подход к делу очень напоминает строительство собачьей конуры.

Конечно, иногда вам может просто повезти. Если нужные люди оказались в нужном месте в нужный час и расположение планет благоприятствует новым начинаниям, то, возможно, вам посчастливится создать продукт, который придется потребителям по душе. Но, скорее всего, нанять подходящих работников не удастся (они все уже заняты), благоприятный момент вы упустите (вчера было бы лучше), а расположение планет будет крайне неудачным (этот фактор вообще неподвластен вашему контролю). В эпоху расцвета Internet, когда спрос на программистов постоянно растет, коллективы разработчиков часто ограничиваются тем единственным, что они по-настоящему умеют делать, - написанием все новых строк кода. Героические усилия, затрачиваемые на программирование, стали легендой в этой отрасли, и кажется, что единственным ответом на трудности в разработке ПО послужит еще более интенсивная работа. Однако написанный код вовсе не обязательно поможет решить проблему, а проект может быть столь грандиозным, что даже увеличения рабочего дня на несколько часов окажется недостаточно для его успешного завершения.



Если вы действительно желаете создать программный продукт, сопоставимый с жилым домом или небоскребом, то задача не сводится к написанию большого объема кода. На самом деле проблема в том, чтобы написать правильный код, причем так, чтобы его объем был минимален. При таком подходе разработка качественного программного обеспечения сводится к вопросам выбора архитектуры, подходящих инструментов и средств управления процессом. Кстати, нужно иметь в виду, что многие проекты, задуманные "по принципу конуры", быстро вырастали до размеров небоскреба, становясь жертвой собственного успеха. Если такой рост не был учтен в архитектуре приложения, технологическом процессе или при выборе инструментов, то неизбежно наступит время, когда выросшая до размеров огромного дома конура обрушится под тяжестью собственного веса. Но если разлетится в щепки конура, это лишь разозлит вашу собаку, а если рухнет небоскреб, это затронет материальные интересы его арендаторов.

Неудачные проекты заканчиваются крахом в силу самых разных причин, а вот успешные, как правило, имеют много общего. Хотя успех программного проекта обеспечивается множеством разных слагаемых, одним из общих является применение моделирования.

Моделирование - это устоявшаяся и повсеместно принятая инженерная методика. Мы строим архитектурные модели зданий, чтобы помочь их будущим обитателям во всех подробностях представить себе готовый продукт. Иногда прибегают даже к математическому моделированию зданий, чтобы учесть влияние сильного ветра или землетрясения.

Моделирование применяется не только в строительстве. Вряд ли вы сумеете наладить выпуск новых самолетов или автомобилей, не испытав свой проект на моделях: от компьютерных моделей и чертежей до физических моделей в аэродинамической трубе, а затем и полномасштабных прототипов. Электрические приборы, от микропроцессоров до телефонных коммутаторов, также требуют моделирования для лучшего понимания системы и организации общения с коллегами. Даже в кинематографии успех фильма невозможен без предварительно написанного сценария (тоже своеобразная форма модели).





В социологии, экономике или менеджменте мы также прибегаем к моделированию, которое позволяет проверить наши теории и испытать новые идеи с минимальным риском и затратами.

Итак, что же такое модель? Попросту говоря, она является упрощенным представлением реальности. Модель - это чертеж системы: в нее может входить как детальный план, так и более абстрактное представление системы "с высоты птичьего полета". Хорошая модель всегда включает элементы, существенно влияющие на результат, и не включает те, которые малозначимы на данном уровне абстракции. Каждая система может быть описана с разных точек зрения, для чего используются различные модели, каждая из которых, следовательно, является семантически замкнутой абстракцией системы. Модель может быть структурной, подчеркивающей организацию системы, или поведенческой, то есть отражающей ее динамику.

Зачем мы моделируем? На это есть одна фундаментальная причина. Мы строим модели для того, чтобы лучше понимать разрабатываемую систему.

Моделирование позволяет решить четыре различных задачи (см. главу 2):

  • визуализировать систему в ее текущем или желательном для нас состоянии;
  • определить структуру или поведение системы;
  • получить шаблон, позволяющий затем сконструировать систему;
  • документировать принимаемые решения, используя полученные модели.

    Моделирование предназначено не только для создания больших систем. Даже программный эквивалент собачьей конуры выиграет от этого процесса. Чем больше и сложнее система, тем большее значение приобретает моделирование при ее разработке. Дело в том, что моделировать сложную систему необходимо, поскольку иначе мы не можем воспринять ее как единое целое.

    Восприятие человеком сложных сущностей ограничено. Моделируя, мы сужаем проблему, заостряя внимание в данный момент только на одном аспекте. В сущности, этот подход есть не что иное, как принцип "разделяй и властвуй", который Эдсгер Дейкстра провозгласил много лет назад: сложную задачу легче решить, если разделить ее на несколько меньших.


    Кроме того, моделирование усиливает возможности человеческого интеллекта, поскольку правильно выбранная модель дает возможность создавать проекты на более высоких уровнях абстракции.

    Сказать, что моделирование имеет смысл, еще не означает, что оно абсолютно необходимо. И действительно, многие исследования показывают, что в большинстве компаний, разрабатывающих программное обеспечение, моделирование применяют редко или вовсе не применяют. Чем проще проект, тем менее вероятно, что в нем будет использовано формальное моделирование.

    Ключевое слово здесь - "формальное". На практике даже при реализации простейшего проекта разработчики в той или иной мере применяют моделирование, хотя бы неформально. Для визуализации части системы ее проектировщик может нарисовать что-то на доске или на клочке бумаги. Коллектив авторов вправе использовать CRC-карточки, чтобы проработать сценарий или конструкцию механизма. Ничего плохого в таких моделях нет. Если они работают, их существование вполне оправдано. Но эти неформальные модели часто создаются для однократного применения и не обеспечивают общего языка, который был бы понятен другим участникам проекта. В строительстве существует общий, понятный для всех язык чертежей; имеются общие языки в электротехнике и математическом моделировании. Организация разработчиков также может извлечь выгоду от использования общего языка для моделирования программного обеспечения.

    От моделирования может выиграть любой проект. Даже при создании одноразовых программ, когда зачастую бывает полезнее выбросить неподходящий код из-за преимуществ в скорости разработки, которые дают языки визуального программирования, моделирование поможет коллективу разработчиков лучше представить план системы, а значит, выполнить проект быстрее и создать именно то, что подразумевал изначальный замысел. Чем сложнее проект, тем более вероятно, что из-за отсутствия моделирования он потерпит неудачу или будет создано не то, что нужно. Все полезные и интересные системы с течением времени обычно усложняются.Пренебрегая моделированием в самом начале создания системы, вы, возможно, горько пожалеете об этом, когда будет уже слишком поздно.


    Содержание раздела