Язык UML. Руководство пользователя

       

Рабочий процесс


Программные системы не существуют изолированно; всегда имеется некоторый контекст (см. главу 17), в рамках которого система функционирует, причем он всегда включает актеры, взаимодействующие с системой. Рассматривая необходимое для бизнеса программное обеспечение масштаба предприятия, вы обязательно обнаружите, что автоматизированная система работает в контексте бизнес-процессов более высокого уровня. Такие бизнес-процессы являются примерами рабочих процессов, поскольку описывают, как функционирует предприятие и какие в него вовлечены объекты. Например, в розничной торговле имеются как автоматизированные системы (скажем, кассовые терминалы, взаимодействующие с подсистемами маркетинга и складского учета), так и неавтоматизированные (люди, работающие в торговых точках, в отделах дистанционных продаж, маркетинга, заказов и отгрузки). Моделировать эти бизнес-процессы с точки зрения кооперации различных автоматизированных и неавтоматизированных систем можно с помощью диаграмм деятельности.

Для того чтобы построить модель рабочего процесса, необходимо следующее:

  • Выделите какой-либо участок рабочего процесса. Проектируя непростые системы, невозможно отразить все представляющие интерес последовательности на одной диаграмме.
  • Выберите бизнес-объекты, на которые возложена ответственность высокого уровня за части всего рабочего процесса. Это могут быть реальные сущности, вошедшие в системный словарь (см. главу 4), или более абстрактные объекты. В любом случае следует создать отдельную дорожку для каждого бизнес-объекта.
  • Идентифицируйте предусловия для начального состояния рабочего процесса и постусловия (см. главу 9) для его конечного состояния. Это поможет при моделировании границ процесса.
  • Начиная с исходного состояния опишите деятельности и действия, выполняемые в различные моменты времени, а затем отразите их на диаграмме деятельности в виде состояний деятельности или действий.
  • Сложные действия или множества действий, встречающиеся многократно, следует свернуть в состояния деятельности и для каждого из таких состояний составить отдельную диаграмму деятельности.
  • Изобразите переходы, соединяющие состояния этих деятельностей и действий.
    Сначала нужно сосредоточиться на последовательных потоках, затем перейти к ветвлениям и в последнюю очередь рассмотреть разделения и слияния.
  • Если в рабочий процесс вовлечены важные объекты, изобразите их на диаграмме деятельности. В случае необходимости следует показать изменение значений и состояний таких объектов, чтобы прояснить суть траектории каждого.

    Например, на рис. 19.9 показана диаграмма действий для бизнеса, связанного с розничной торговлей. Диаграмма описывает, что происходит, когда клиент возвращает товар, заказанный по почте. Процесс начинается с действия Запрос возврата со стороны Клиента, затем переходит на дорожку Дистанционные продажи (Получить номер возврата), возвращается на дорожку Клиент (Отправить товар), переходит на дорожку Склад (Принять товар, затем Переучесть товар) и завершается на дорожке Бухгалтерия (Кредитовать расчетный счет). Как видно из диаграммы, в процессе участвует один существенный объект (i - экземпляр класса Товар), состояние которого изменяется с возвращен на доступен.


    Рис. 19.9 Моделирование рабочего процесса

    Примечание: Рабочие процессы, чаще всего представляют собой бизнес-процессы, но это не обязательно. Например, диаграммы действий можно применить для описания процессов разработки программного обеспечения - скажем, процесса управления конфигурацией. В равной мере они пригодны для моделирования непрограммных систем, таких как поток пациентов в учреждении здравоохранения.

    В этом примере нет ни ветвлений, ни разделений, ни слияний. С этими элементами мы встретимся при рассмотрении более сложных рабочих процессов.


    Содержание раздела